Что будет знать и уметь ребенок после первого года обучения
(дети 5-6 лет):
К окончанию учебного года учащиеся должны знать:
- легенду о возникновении шахмат,
- название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита,
- названия шахматных полей,
- как «угадывать» не глядя на шахматную доску цвет всех ее полей,
- шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.,
- имена обитателей шахматного королевства,
- передвижения ладьи, игры с ладьей: «волчики и зайчики»,
- ходы пешки, игры с пешкой «мушкетеры короля»,
- передвижения слона, игры со слоном и пешками,
- ходы ферзя, игры с ферзем: «леопард и олени»,
- передвижения короля, игры с королем: «короли играют в футбол»,
- ходы коня, игры с конем: «конь в капусте», «кони играют в баскетбол»,
- как провести пешку на поле превращения,
- что такое шах и мат королю,
- способы защиты от шаха,
- как «танцует» король с ладьей,
- сравнительную ценность фигур в начальном положении,
- шахматные правила поведения во время игры.
К концу обучения дети должны уметь:
- играть в различные шахматные игры: «волчики и зайчики», «мушкетеры короля» и т.д.,
- решать шахматные упражнения и головоломки,
- взаимодействовать фигурами в игре,
- играть фигурами без нарушения правил,
- концентрировать внимание,
- планировать свои действия.
В ходе реализации программы обучения предусмотрены: начальная диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь), итоговая аттестация (май).
В декабре и мае проверкой результативности обучения по данной программе являются опрос, зачетные занятия, также проводится тестирование, оценивающее уровень развития интеллектуальных способностей.
Программа обучения
Что будет знать и уметь ребенок после второго года обучения
(дети 6-7 лет):
К окончанию учебного года учащиеся должны знать:
- способности ладьи и ее особенные приемы нападения и защиты,
- способности пешек и ее особенные приемы нападения и защиты,
- сложное правило - «взятие пешкой на проходе»,
- способности слона и ее особенные приемы нападения и защиты,
- способности ферзя и ее особенные приемы нападения и защиты,
- способности коня и ее особенные приемы нападения и защиты,
- способности короля и ее особенные приемы нападения и защиты,
- как объявить королю партнера мат в 1 ход,
- в каких случаях пешке следует превращаться в ту или иную фигуру,
- в каких случаях королю нельзя рокироваться,
- когда шахматная партия заканчивается в ничью, виды ничьи,
- что такое «пат»,
- прием спасения партии «вечный шах»,
- какие фигуры могут быть расположены «хорошо», а какие «плохо»,
- самую короткую шахматную партия,
- способ разыгрывания ловушки «Детский мат»,
- метод матования короля двумя ладьями, т.н. линейный мат,
- метод матования короля партнера ферзем и королем.
К концу обучения дети должны уметь:
- определять какими фигурами следует атаковать ту или иную фигуру и каким способом это сделать,
- решать шахматные задачи на мат в 1 ход,
- матовать различными фигурами одинокого короля,
- решать шахматные упражнения и головоломки повышенной сложности,
- разыгрывать учебные шахматные партии,
- реализовывать свои знания в практической игре.
Что будет знать и уметь ребенок после третьего года обучения
(дети 8-15 лет):
К окончанию учебного года учащиеся должны знать:
- 5 способов защиты от нападения фигур партнера,
- как улучшить расположение фигур, чтобы раскрыть их потенциал,
- сравнительную ценность фигур при их взаимодействии,
- в каких случаях пешка может без поддержки своего короля пройти «в ферзи» - «правило квадрата»,
- как пешке пройти «в ферзи» с поддержкой своего короля и слона (коня),
- метод матования короля партнера ладьей и королем.
- как эффективно использовать свой большой материальный перевес в партии,
- прием «бешенная» фигура,
- типичные матовые финалы,
- простейшие схемы матовых атак на короля,
- как провести пешку «в ферзи» в ситуации: король и крайняя пешка против короля,
- как провести пешку «в ферзи» в ситуации: король и не крайняя пешка против короля,
- простейшие геометрические мотивы и основанные на них тактические приемы,
- тактический прием «связка» фигуры,
- что такое «дебют» и на каких «китах» он держится,
- как наилучшим способом разыгрывать дебютные построения фигур,
- базовые варианты открытых дебютов.
К концу обучения дети должны уметь:
- оценивать и сравнивать силу фигур по их расположению на шахматной доске,
- решать шахматные задачи на мат в 1 ход повышенной сложности,
- реализовывать большой материальный перевес в силах,
- проводить пешку «в ферзи» с поддержкой короля,
- в партии строить схемы матовых атак на короля,
- разыгрывать различные дебютные варианты.
фильмы бесплатно